Самойлик Ю.Ю. Безопасность и нетикет в сети Интернет

Цель: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними, ознакомиться с этикетом в сети Интернет.

Цель урока:       образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус», изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет, ознакомиться с этикетом в сети Интернет.
Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирования приемов логического мышления; развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества.
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.

Подготовка учеников: материал, изученный на предыдущих уроках информатики.
Подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта, создание презентации, создание теста.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация мероприятия.
Скачать полную версию мероприятия можно здесь или ознакомится на месте, нажав Дальше

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, уважаемые учащиеся, добрый день уважаемые гости!!!
Сегодня мы с Вами с маленьким экскурсом побываем на волнах безграничного пространства - Интернет.

Ученик 1:Без него уже никак нельзя, он - норма, а не редкость.
Чтобы решить, друг вам он быть может враг?
Есть только один ответ:
Прежде чем выходить в путешествие по сети  - Интернет,
Запрограммируйтесь на хорошее – ведь его так много на планете!
Всю грязь информационную обходите, ловушки возможные вы изучайте,
И все о себе выкладывать ни в коем случае не спешите.

Ученик 2:Он - помощник, знаток, советчик,
Информационный источник.
Культуру выработайте работы,
Потому что есть добро, а там и зло.
И выбор все же за Вами,
Что выберете - так и будет.
Давайте только помнить:
Мы - добрые, искренние люди.



Учитель:
Слайд 1. Наш урок посвящен теме «Безопасность и нетикет в сети Интернет».
Слайд 2. Информационная   революция  современного  мира:   Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования в производстве знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, получил название "Информационной революции". Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
 Слайд 3. Статистика: По данным опроса на сегодняшний день более 200 тыс. Детей в возрасте от 5 до 18 лет пользуются услугами Интернет. И количество юных пользователей растет с каждым годом более чем на 30%, при этом только 15% родителей догадываются о трудностях, с которыми сталкиваются их дети в Интернете, и меньше половины родителей имеют представление об элементарных средствах безопасности в сети Интернет.
Проблема безопасного пребывания ребенка в Интернете чаще всего сводится к поддержке развития технологий, которые защитили детей в Интернете. И эта проблема не является исключительно технической или технологической. Она касается воспитательных, образовательных и этических, а также социальных и правовых аспектов. Каждый раз, когда подросток подключается к сети Интернет, он сталкивается с рядом опасностей и угроз.
Слайд 4. Угрозы сети: 1. Проблемы технологического характера: наша небрежность, при открытии вложения электронной почты или загрузила с веб-узла файл или опасный код, может привести к попаданию в компьютер вируса. Альтернативным и простым методом распространения вирусов являются программы обмена мгновенными сообщениями, поскольку эти приложения часто позволяют пользователям прикреплять файлы к сообщениям, потому зараженные файлы могут легко распространяться и даже предоставлять возможность удаленного управления компьютером, на котором эти файлы были открыты; 2. Доступ к сайтам с неприемлемым содержанием: в Интернете подростки могут столкнуться с неприемлемыми материалами, которые провоцируют возникновение ненависти, побуждающие к осуществлению опасных или противозаконных действий. Каждый третий ребенок, находясь в глобальной информационной сети, сталкивалась с нежелательным контентом, а каждый пятый подвергалась насилию со стороны пользователей сети. Непосредственная опасность для ребенка поступает из сайтов, разнообразных чатов, электронной почты, систем мгновенных сообщений и тому подобное. Часто множество страниц, не относящихся к выбранной теме, отображаются в виде всплывающего окна любого содержания, особенно порнографического. Хотя количество попыток правительств разных стран по урегулированию содержания сайтов для просмотра в Интернет растет, на сегодняшний день практически вся информация доступна без ограничений; 3. Разглашение конфиденциальной информации: подростков могут уговорить предоставить сведения личного характера такие, как имя, фамилия, адрес, возраст или информация о членах семьи. Даже если такие данные о вашем ребенке спрашивают организации, заслуживающих доверия, родители или учителя не должны разглашать эту информацию. А, организаторы Интернет -проектов должны гарантировать конфиденциальность использования личной информации. И это также существенная проблема, поскольку, к сожалению, пока таких механизмов не существует;
Слайд 5. 4. Контакт с незнакомцами через чаты или электронную почту: даже если большинство пользователей имеют добрые намерения при использовании чат-систем, существует и увеличивается, к сожалению, количество людей, которые используют эти беседы, чтобы заставить детей выдать личные и банковские данные , такие как номера счетов, кредитных карточек, пароли. В других случаях они могут оказаться психически неуравновешенными лицами, которые могут нанести моральный вред ребенку через Интернет, или даже заставить на личную встречу, которая может привести к нанесению физического вреда; 5. Неприятности, связанные с финансовыми потерями: развитие электронной коммерции сделал возможным приобретение почти всех товаров через Интернет. Человек любого возраста, имея банковский счет или кредитную карточку, может без проблем делать онлайн-покупку. Поэтому одна из проблем, возникающая при выходе детей в Интернет, это возможность детей делать онлайн-покупки без ведома взрослых. 6. Компьютерная зависимость, возникает увлечениями компьютерными играми, злоупотребление нахождения в виртуальном мире. Это не идет многим на пользу, у людей нарушается психика, снижается настроение, активность, учащаются случаи впадения в депрессию, увеличивается уровень опасности.
Слайд 6. Интернет - это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно - вычислительных ресурсов.
Слайд 7. На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: обучение, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность ждет нас во всемирной паутине. Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (Ответ учеников: вредоносные программы; кража информации; халатности сотрудников; хакерские атаки, финансовое мошенничество; спам; аппаратные и программные сбои). Молодцы!
Слайд 8. Аппаратные и программные сбои. Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством. Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Вирусы - разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (само репликация).
Слайд 9. В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают.
Слайд 10. По заражение объектов.
Слайд 11. Файловые вирусы. Это вирусы - паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованы вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность.
Слайд 12. Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записываются в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняются при загрузке компьютера.
Слайд 13. Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.
Слайд 14. Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыке, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.
Слайд 15. Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы или ее компоненты (OBJ -, LIB -, DCU - файлы), а так же VCL и ActiveX компоненты.
Слайд 16. Вирусы поражая операционные системы и платформы.
Слайд 17. DOS, Microsoft Windows, Unix, Linux
Слайд 18. По технологиям использования вирусом

Слайд 19. Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.
Слайд 20. Стелс - вирусы. Вирус полностью или частично скрывает свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. Д.)
Слайд 21. Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.
Слайд 22. По языку, на котором написан вирус
Слайд 23. Ассемблер; высокоуровневый язык программирования; скриптовый язык и др.
Слайд 24. С дополнительной вредоносной функциональностью


Слайд 25. Бэкдор. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе.
Слайд 26. Кейлогерры. Модули для перехвата нажатий клавиш на компьютере пользователя, которые включаются в состав программ-вирусов
Слайд 27. Шпионы. Spyware - программное обеспечение, которое осуществляет деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.
Слайд 28. Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами - автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемого деятельности - рассылки спама, перебора паролей на удаленной системе, атак на отказ в обслуживании.
Слайд 29. Во всех странах существует Доктрина информационной безопасности, согласно которой должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатики и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечения информационной безопасности в сетях ЭВМ. Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, своих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз.
Слайд 30. Но сначала мы немного отдохнем и проведем физкультминутку. Мы все вместе улыбнемся, подмигнем слегка друг к другу, вправо, влево повернемся и кивнем затем по кругу. Все идеи победили, вверх взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули и продолжим путь науки.
Слайд 31. Итак, как же бороться с сетевыми угрозами:
Слайд 32. Установите комплексную систему защиты. Установка обычного антивируса - вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», которые включают в себя антивирус, файрволл, антиспам - фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются каждый день, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше настроить программу на автоматическое обновление.

Слайд 33. Будьте осторожны с электронной почтой. Не стоит передавать любую важную информацию по электронной почте. Установите запрете открытия вложений электронной почты, так как многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения
Слайд 34. Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari. Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но только потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярный из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек.
Слайд 35. Обновляйте операционную систему Windows. Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.
Слайд 36. Не отправляйте SMS - сообщения. Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечатками звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS. При отправке SMS, в лучшем случае, можно избавиться 30 - 100 гривен со счета телефона - если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем - на компьютере появится ужасный вирус. Поэтому никогда не отправляйте SMS - сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.
Слайд 37. Пользуйтесь лицензионными программными средствами. Если вы загружаете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждения антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность. Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!
Слайд 38. Используйте брандмауэр. Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.
Слайд 39. Используйте сложные пароли. Как утверждает статистика, 80% всех паролей - это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя котов или собак, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов - две - 4:00, но чтобы сломать семи символьный пароль, нужно восемь - 10:00. Лучше использовать пароли, комбинируют буквы разных регистров, цифры и различные значки.
Слайд 40. Делайте резервные копии. При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что еще хуже - похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве - флешь - карте, оптическом диске, переносном жестком диске.
Слайд 41. Функция «Родительский контроль» обеспечит вас. Для детской психики Интернет - это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников. Не стремитесь скрывать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет - знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.
Слайд 42. А сейчас мы с вами поговорим о нетикети в Интернете. Нетикет - это норма поведения, как для пользователей, так и для тех, кто их обслуживает.
Слайд 43. Правила этикета: Запомни, что разговариваешь с человеком; уважай других пользователей в сети; помни, что находишься в киберпространство; помогай другим, там где можешь; уважай право на частную переписку; запрещается загружать в сеть фотографии других людей без их разрешения.
         Давайте и дальше стремиться формировать информационную культуру и соблюдать безопасность в сети Интернет.
Слайд 44. Соблюдая все эти несложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз, и быть вежливым пользователем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий