Красуля Н.А. Этикет электронной переписки и интерактивного общения

Цель: ознакомить учащихся с основными нормами поведения в сети Интернет, особенностями общения в чатах, на форумах, по электронной почте. Рассмотреть виды потенциальных рисков при общении в сети Интернет и способы разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с основными правилами интерактивного общения; рассмотреть возможные конфликтные ситуации при интерактивном общении; сформировать у учащихся навыки разрешения неприятных и опасных ситуаций при общении в сети Интернет.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности и критического мышления.
Воспитательная: способствовать культурному общению в сети Интернет.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: фронтальная.
Виды работы: беседа, самостоятельная обобщающая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Межпредметные связи: русский язык и литература.
После изученной темы обучающий должен знать:
§  правила общения в  Интернете;
§  возможные виды рисков, связанных с интерактивным общением и способы их устранения.
После изученной темы обучающий должен уметь:
§  грамотно и безопасно общаться в сети  Интернет.
План:
1. Организационный момент. (3 мин)
2. Проверка ЗУН (5 мин)
3. Изучение новой темы. (30 мин)
4. Самостоятельная работа (5 мин)
5. Обобщение (2 мин)
Скачать полную версию урока можно здесь!
Или прочитайте на месте, нажав кнопку Дальше!
                                                           Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

2. Проверка ЗУН
Учитель: на предыдущих уроках мы с вами научились пользоваться электронной почтой, познакомились с программами для обмена мгновенными сообщениями и тематическими интернет-форумами.
Ответьте пожалуйста на вопросы:
1. Принципы функционирования услуги электронной почты.
2. Понятие мгновенного сообщения.
3. Принцип функционирования службы обмена мгновенными сообщениями.
4. Принцип функционирования форума.
(Ответы учащихся).

3. Изучение новой темы
Учитель: тема сегодняшнего урока «Этикет электронной переписки и интерактивного общения». (Слайд №1)
Этикет интернет общения (нетикет) – это правила поведения и общения в сети Интернет, традиции и культура интернет сообщества, которых придерживается большинство пользователей сети. (Слайд №2)
Как вам известно, интернет не имеет единого центра управления и единого руководства. Поэтому единого и обязательного для исполнения всеми пользователями свода правил поведения и общения в сети Интернет не существует. Однако, общие правила и нормы поведения как и в реальной жизни, так и в виртуальной неизменны. Давайте вместе попробуем сформулировать основные правила поведения человека в компьютерном пространстве. Кроме того, к каждому из предложенных правил попробуем подобрать соответствующую известную русскую пословицу или поговорку.
Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком. (Слайд №3)
Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих.
В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова - это все, что видит Ваш собеседник.
Когда вы ведете разговор по электронной почте, можно очень легко ошибиться в толковании слов Вашего собеседника. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками.
Однако не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди.
И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети. Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.
Пословица гласит «Что написано пером, того не вырубишь топором» (Слайд №4)

Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни (Слайд №5)

В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным - сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни.
Это заблуждение объяснимо, но все равно - это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.
Соблюдайте этику общения. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите". Если вы встречаетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, подумайте, как бы Вы поступили в реальной жизни. Скорее всего, Вы быстро найдете решение.
Народная мудрость «Не место красит человека, а человек место» (Слайд №6)

Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве (Слайд №7)

То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, на форумах, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.
Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор.
Пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (Слайд №8)

Правило 4: Уважайте время и возможности других (Слайд №9)

У людей не так много времени для чтения сообщений, учитывая количество последних. Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе "нет", лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.
Народная пословица «Минута час бережёт» (Слайд №10)

Правило 5: Сохраняйте лицо (Слайд №11)

Используйте преимущества анонимности... Используйте преимущества анонимности.
В Сети Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни и никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться.
Однако Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.
Отдавайте себе отчет в том, что говорите.
Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать, что-то вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя - а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Сети. И если это повторяется второй и третий раз, может произойти, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости.
Кроме того, убедитесь, что Ваши послания ясные и логически выдержанные. Можно сочинить параграф текста, который будет безукоризненным с точки зрения грамматики, но совершенно бессмысленным. Это часто случается, если Вы хотите убедить кого-либо в Вашей правоте, используя множество сложных и длинных слов, которые Вам самому не очень-то и знакомы.
Не оскорбляйте пользователей.
Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.
А в народе говорили «Встречают по одёжке, провожают по уму» (Слайд №12)

Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать (Слайд №13)

Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие.
Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.
Пословица гласит «С миру по нитке – голому рубаха» (Слайд №14)

Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их (Слайд №15)

Флеймы (flames) - это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель - вызвать реакцию пользователей: "Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?"
Запрещает ли сетевой этикет флеймы? Не совсем. Флеймы - тоже старая традиция Сети. Флеймы могут доставлять удовольствие, как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их.
Но сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны - серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут разрушить дружескую обстановку. Это несправедливо по отношению к другим участникам. И очень скоро люди, не участвующие в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустимая монополизация ресурсов.
На что в народе отвечали «Худое молчание лучше доброго ворчания» (Слайд №16)


Правило 8: Уважайте право на частную переписку (Слайд №17)

А поговорка звучит так «Чужим богат не будешь» (Слайд №18)

Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями (Слайд №19)

Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы системы.
Обладая более широкими знаниями или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться.
Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.
Есть народная мудрость «Не тот молодец, кто нашёл себе дело, а тот молодец, кто исполняет его умело» (Слайд №20)

Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки (Слайд №21)

Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку - будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ - будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным.
Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше в частном письме.
Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил этикета, бывает, демонстрирует нарушение этого же этикета.
В народе говорят «В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем» (Слайд №22)

Наверное, каждый из вас хоть раз, но попадал в неприятную ситуацию при общении в сети Интернет. Учащиеся описывают отдельные случаи и обсуждают способы выхода из сложившейся ситуации.

Учитель: а теперь, давайте поговорим о риске, которому мы подвергаем себя общаясь с незнакомыми нам людьми (пусть даже они и находятся по ту сторону экрана).  (Слайд №23)


1: Сексуальные преступники в Интернете.
Устанавливают контакты в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи в реальной жизни.


2: Интернет-дневники.
Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
3: Интернет-хулиганство
Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета.  По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.


4. Самостоятельная работа
Учитель: давайте подумаем как сделать так, что бы наше общение в сети Интернет было безопасным. Ребята, сейчас вы самостоятельно в тетрадях составите рекомендации для безопасного общения в компьютерной сети. А потом мы все вместе сделаем вывод, как избежать неприятных и опасных ситуаций.

Учащиеся самостоятельно составляют правила, потом зачитывают свои работы. Учитель делает обобщающий вывод (Слайды № 24-26)



1.     Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

2.     Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

3.     Всегда сообщайте родителям обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

4.     Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

5.     Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

6.     Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

5. Обобщение
Ответы на вопросы учащихся, выставление оценок, запись домашнего задания.



Комментариев нет:

Отправить комментарий